2012-02-05

scholast: (clio)
2012-02-05 12:13 am

Борис Парамонов, "Уроки Жанны д'Арк"

Борис Парамонов, мой любимый ведущий культурных программ на "Свободе", выдал   блистательное эссе "Уроки Жанны д'Арк". Далее - цитата из эссе Парамонова:

Пока в России заново разгораются политические страсти, имел место один, думаю, что как раз в России незамеченный, юбилей – 600 лет со дня рождения Жанны Д’Арк. Напоминаю: это та шестнадцатилетняя французская девушка из крестьянской семьи, которая во время так называемой Столетней войны между Францией и Англией явилась к наследнику французского престола – будущему Карлу Седьмому и уговорила его поставить ее во  главе французской армии. После чего она сняла осаду англичанами Орлеана (отсюда ее прозвище Орлеанская Дева), одержала еще ряд побед и короновала Карла в Реймсе. В конце концов, она попала в руки англичан, которые судили ее как еретичку и приговорили к казни на костре. Это произошло в 1431 году, а  через двадцать пять лет Жанну реабилитировали и провозгласили героиней Франции. В конце концов, Римско-католическая церковь (которая и судила ее в Руане) возвела ее в сан святой в 1920 году... 

Вот главное в сюжете Жанны: ее трудно понять и объяснить в границах разума, она выходит из этих границ. Здесь есть элемент чуда. Мы знаем в истории достаточно много примеров, когда женщины выдавали себя за мужчин и уходили на войну: Надежда Дурова – самый известный русский случай. Но совсем другое в случае Жанны. Она, прежде всего,  не скрывала своего пола, и потом – ведь не просто воевала среди мужчин, но возглавляла их, а до этого проникла к дофину и подчинила его своей воле... 

...Тут мне хочется ... обратиться к пьесе Жана Ануя ''Жаворонок''... Одна из лучших сцен пьесы – разговор Жанны с дофином, будущим Карлом Седьмым, которого она вдохновляет к действию и предлагает свою службу. Дофин в пьесе Ануя (как, впрочем, и у Шоу) – человек слабохарактерный, но отнюдь не глупый, можно сказать, циничный. Потершись в коридорах власти, он не верит ни в сон, ни в чох. Он говорит Жанне: ''У меня по крайней мере нет великих мыслей об устройстве человечества. Они еще и не подозревают, какое это драгоценное качество. Бескорыстные люди всегда обходятся чертовски дорого''. Карл привык к тому, что политику делают не беззаветные герои, а ловкие циники. Она же убеждает дофина, что в критических ситуациях, каковая возникла сейчас, нужна прежде всего смелость. Жанна говорит: ''Бог не с теми, кто сильнее. Он с теми, кто смелее других. Бог не любит тех, кто боится. И Бог не любит лодырей''.


Карл, наконец, решается.
''Карл:  Я принял решение, ваше преосвященство. Решение, которое касается и вас, господин Ля Тремуй. Я поручаю командование моей королевской армией деве, здесь присутствующей. А если вы не согласны, господин Ля Тремуй, прошу вас отдать мне вашу шпагу. Вы арестованы.
Жанна: Браво, маленький Карл. Видишь, как это просто. Ты посмотри на их рожи! Нет, ты только посмотри на их рожи! Они подыхают от страха!''

Почему захотелось сейчас вспомнить Жанну Д’Арк? Ее юбилей – дело десятое, конечно. Актуальность сюжета в другом. В России сейчас создалась такая ситуация, которая требует от политиков не расчета, не кулуарного опыта, не цинической сообразительности и умения взвешивать шансы, но готовности рискнуть. Если не героизма, то смелости во всяком случае. И если кто-то рискнет, то у других, как уверяет Орлеанская Дева, побледнеют рожи от страха.

scholast: (philosopher lighting)
2012-02-05 11:22 am

Отвага свободных против страха рабов

По характеристике Латыниной, прошедшие вчера два огромных митинга были митингом свободных людей и скоплением  рабов. Свободные люди вышли защитить правду против вранья, цинизма и беззакония. Ими двигала ответственность за страну, чувство собственного достоинства, их окрыляла отвага. А потому они были прекрасны, креативны, и радовались друг другу, отложив на время все разногласия. Рабами же двигал страх за свое место. Который и есть их подлинный господин. У одних - страх поменять место у трона на место на нарах, других - страх потерять бизнес или должность, третьих - скромное место учителя или дворника. Ими двигал страх, и потому вид они имели унылый, лозунги были серы, и самим от себя им было тошно. И свободным, и рабам было что терять. Свободным - страну, рабам - пайку того или иного размера.  Когда Путин сравнил себя с рабом на галерах, он сказал правду, только вот умолчал об имени своего хозяина.